Я и закон
суббота, 16 декабря 2017

Как составить бизнес-план

Подписаться
Вступай в сообщество «Я и закон»!
ВКонтакте:
Как составить бизнес-план

Изображение с сайта thenounproject

Бизнес-план – это мостик между вашей идеей и ее практическим воплощением. В этом документе прописаны главные цели, сущность проекта, маркетинговая стратегия, детальные финансовые, производственные, административные планы. Именно четко и подробно расписанный замысел дает понимание: быть проекту или нет. В этой статье мы рассказали как составить бизнес-план без привлечения сторонних специалистов.

Виды бизнес-планов

  • Составленный для себя;
  • Составленный для инвесторов.

Если проект не нуждается в финансировании, серьезное оформление не требуется. Также различаются и некоторые моменты в самом планировании. Например, при разработке финансового или производственного планов вы указываете только собственные источники финансирования.
В случае если инвестирование необходимо, проект оформляется всегда на бумаге, с учетом общих правил. В финансовом плане для инвесторов должны быть указаны данные об имеющихся у вас материалах+необходимые вложения.

Как создать бизнес-план с нуля

создание бизнес-плана с нуля

Изображение с сайта thenounproject

С чего начать планирование бизнеса и на какие правила оформления ориентироваться при разработке проекта? Мы советуем начать с общего анализа идеи, оценить ее масштаб, сильные и слабые стороны.
Точного образца для составления бизнес-плана нет, но общие правила, конечно есть. О них мы сейчас и расскажем.

Общие требования к документу

  • Понятные, чёткие формулировки;
    • Неправильно: за прошедшее время доля продаж в отрасли увеличилась;
    • Правильно: в прошлом году по данным Роскомстата, продавцы, производители, поставщики реализовали в 2 раза больше продукции, чем в предыдущем году. Сумма составляет 18 млн.
  • Объём — до 25 страниц;
  • Информация должна быть предоставлена как можно более подробно и обоснована фактами;
    Следует предусмотреть возможность для внесения корректировок инвестором;
  • Должны быть оговорены условия контроля за работой организации.

Содержание бизнес-проекта должно отвечать на три вопроса:

  • Где находится исходная точка для старта идеи. Ваши финансовые условия;
  • Какова конечная цель? Что Вы должны получить в итоге;
  • Какова пошаговая программа развития бизнеса.
Важно!

Для начала проанализируйте текущее состояние предприятия, составить объективное представление о необходимом планировании. Для этого используйте SWOT-анализ. Это инструмент, с помощью которого оценивают внешние и внутренние факторы, влияющие на успешность бизнес-идеи.

Расшифровка аббревиатуры

S — Strengths (сильные стороны)
W- Weaknesses (слабые стороны)
O- Opportunities (возможности)
T- Threats (угрозы)

Strengths и Weaknesses – это внутренние факторы, они зависят от предпринимателя.

Opportunities и Threats – внешние, в этой сфере напрямую от создателя предприятия ничего не зависит.

Например, так составляется образец SWOT-анализа для бизнес-плана цветочной лавки

Если у Вашей идеи окажется больше минусов, чем плюсов – не спешите все бросать. Возможно, проект нужно немного усовершенствовать, от чего-то отказаться, что-то привнести. После того как результаты мозгового штурма будут убедительными, приступайте к поэтапному заполнению разделов.

Пошаговая инструкция: как правильно составить хороший бизнес-план для развития малого бизнеса самому

Это важно!

Общепринятого образца для составления документа нет. Для каждого проекта индивидуально определяется количество пунктов в плане, их последовательность и содержание. В данной статье приведен оптимальный вариант бизнес-плана.

Необходимые разделы:

  • Титульный лист;
  • Резюме;
  • Раскрытие идеи проекта и постановка целей;
  • Маркетинговый план;
  • Производственный план ( в случае планирования производства);
  • Финансовый план;
  • Административный план;
  • Расчет рисков;
  • Приложения.

Титульный лист

Этот раздел состоит из:

  • Названия работы. Например: план по созданию и продвижению цветочного магазина «Грин» » ;
  • Наименования юридического лица или имя автора проекта с контактными адресами;
  • Автора проекта и его контактные данные;
  • Информации о важных финансовых расчетах;
  • Места и даты создания.

После титульного листа в некоторых случаях пишется меморандум о конфиденциальности. В этом документе указано, что данные разработки предоставлены исключительно с целью ознакомления и возможного инвестирования и они не могут быть использованы адресатом для собственных целей. Также разработки нельзя передавать третьим лицам.

Краткое резюме

Эта часть работы разрабатывается в самом конце, после получения всех данных, но находится всегда в начале, после титульного листа.

! Резюме – важная часть бизнес-плана. Этот раздел должен содержать краткое изложение сути бизнес-идеи и всех необходимых для решения инвестора данных. Рекомендованная длина резюме – не более 2-х страниц.

Что стоит упомянуть:

  • Описание товара/продукта, который планирует реализовывать предприятие;
  • Насколько товар актуален на рынке?
  • Кто покупатель товара? Подробная характеристика;
  • Какой и в каком количестве персонал будет привлечен для работы?
  • Какие планируются объемы продаж и выручка в первый год?
  • Какой объем вложений необходим?
  • Когда планируется возврат инвестиций?

Прочитав резюме бизнес-плана, инвестор должен понять:

  • Что он получает при успешном развитии проекта?
  • Каковы риски потерять вложения или их часть при неудачном исходе?

В этом разделе важно использовать точные данные и проверенные цифры. При описании помните, что это главный шанс заинтересовать инвестора. Можно сказать, что резюме фирмы – это рекламный текст о вашем бизнесе.

Раскрытие идеи проекта и постановка целей

В этом разделе автор устанавливает основные цели предприятия и использует данные проведенного SWOT-анализа.

То есть, отвечает на вопросы:

  • В чём главная цель проекта?
  • Какие задачи необходимо выполнить для достижения этих целей?
  • Есть ли препятствия и как их можно обойти?

Аналитика отрасли

аналитика торговой отрасли

Изображение с сайта thenounproject

Здесь важно указать следующие данные:

  • Анализ конкурентов. Наиболее успешные и крупные фирмы, их характеристика;
  • Данные о продажах аналогичного товара. Что в отрасли продается хорошо?
  • Какие методы развития бизнеса используют конкуренты?
  • Какие методы планируете использовать вы. Как развивать конкурентоспособность товара, рекламная стратегия;
  • Портрет покупателя. Когда человек будет покупать Ваш товар, под воздействием каких факторов? Какие способы привлечения подойдут.

Чем больше деталей – тем лучше. Систематизируйте данные, чтобы они легко усваивались. Данный раздел: аналитика, SWOT-анализ, идея – фундамент всего бизнес-плана. Как правило, он занимает примерно 10% от всего документа.

Для правильного анализа данных нужны навыки экономиста, в некоторых случаях маркетолога-интервьюера, поэтому аналитику можно отдать на разбор экспертам и затем включить в проект как профессиональную оценку.

!Резюме и раскрытие идеи проекта также можно предоставлять в качестве коммерческого предложения потенциальным спонсорам до переговоров.

Маркетинговый план

Предыдущий этап создания проекта включает в себя аналитику и подбор данных. Маркетинговый план это уже практика. В этом пункте проекта разработчик отвечает на вопросы о пошаговой стратегии привлечения покупателей.

Здесь необходимо указать:

  • Как вы планируете выводить продукт на рынки сбыта? Сюда входит список мероприятий по созданию фирмы и даты проведения мероприятий. Чтобы можно было визуально охватить объемы, пошаговый запуск и расходы на мероприятия лучше составить таблицу (см.табл. 4).
  • План ценообразования. Ценообразование рассчитывается исходя из затраченных на реализацию финансов, покупательской активности и прогнозируемых выручек.
  • Как будет развиваться бизнес, рекламная стратегия. Как предприятие будет искать потребителя продукции? План составляется исходя из данных о рынке отрасли и разрабатывается исключительно под проект.
  • Система закупки и сбыта товара. Лучший вариант — построить наглядную графическую схему сбыта продукции, начиная с ее попадания на склад и заканчивая приобретением. Укажите какими именно путями будет продан товар. Например, 50% — розничная торговля, 20% — через интернет-магазин, 30% — оптовые продажи.

Производственный план

Здесь указывается все, что касается производства: данные об имеющихся помещениях, оборудовании, себестоимость исходного материала, вся цепочка производства продукции.

Важно!

Если часть обязательств выполняет Ваш компаньон, в документе должны быть указаны все статьи расходов, которые он несет. Также должен быть оговорен объем обязательств, которые он выполняет. Укажите также почему договор заключен именно с данным партнером.

Обязательные данные для этого раздела:

  • Подробный рассказ о производстве: как оно развито, какие технологии используются, как выглядит производственный процесс;
  • Описание доставки сырья и поставщиков;
  • Описание задач субподрядчиков;
  • Оценка производимого продукта и его безопасности для потребителя;
  • Нужны ли дополнительные ресурсы.

Административный план

В этой части необходимо описать действия по организации бизнеса, а также схему взаимодействия отделов, штатное расписание. Схему взаимодействия отделов удобно представить в виде схемы.

Пример схемы взаимодействия в цветочном магазине

Хорошо продуманная схема координации сотрудников помогает успешно распределить рабочую нагрузку и оптимизирует расходы на содержание штата.Организационные действия: обучение, найм персонала, регистрация в гос. органах, участие в государственных программах поддержки бизнеса. Все эти мероприятия удобно представлять в виде таблицы.

Финансовый план

В этом пункте указывают подробную смету, расчеты рентабельности и сроки окупаемости вложений. В общем, финансовый план — это подтверждение экономической состоятельности предприятия.

! План доходов и расходов на ближайший год рассчитывается, как правило, помесячно.

Чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо знать постоянные и переменные затраты.

К постоянным затратам относятся: аренда, з/п сотрудников, работающих на повременной оплате, амортизация техники, коммунальные платежи, налоги.

Периодические затраты: з/п сотрудников, работающих на сдельных условиях, Электричество, топливо, оплата посредникам, стоимость сырья (больше заказов=больше закупка сырья)

Показатели, которые нужны для расчета ТБУ

 

Есть два вида BEP — натуральный и денежный.
Первый вариант расчета необходим, чтобы узнать какое количество проданной продукции позволяет выйти на безубыточность, второй – чтобы узнать размер выручки, которым можно окупить издержки. При превышении порога рентабельности фирма получает прибыль, при снижении показателей – уходит в минус.

  • ТБУнат =TFC/(P-AVC);
  • ТБУден=ТБУнат*P.

Также денежный эквивалент BEP можно рассчитать, используя данные о маржинальном доходе (MR)
MR/1 ед. =P-AVC
Затем узнаём коэффициент MR — KMR.
KMR на 1 ед. =MR на 1 ед./P

Далее рассчитываем ТБУден по следующей формуле:
ТБУден = FC/KMR

Расчет рисков

В этой части проекта важно просчитать и указать все возможные риски, которые могут снизить доход организации. Это могут быть социальные, экономические, природные угрозы.

Примеры рисков:

  • потеря поставщика;
  • демпингование на рынке;
  • появление нового конкурента;
  • кризис потребительской активности

!Необходимо не только просчитать все вероятные риски, но и найти способы их предотвращению этих трудностей.
Этот пункт можно назвать планом В для развития. В случае невозможности преодоления возникших трудностей, необходимо разработать ряд мер для минимизации ущерба.

Приложения

Это важный раздел, в котором должны быть собраны все документы: договоры, статистические данные, табличные расчеты, письма от подрядчиков, каталоги с ценами от потенциальных поставщиков, копии лицензий.
Написать бизнес-план самостоятельно непросто, но возможно. Для этого нужно придерживаться установленной структуры. Однако, правильная структура работы — не панацея. Часто случается так, что начинающий предприниматель получает отказ вкладчика. И проблема не в плохой идее, а в ошибках, совершенных при планировании.

Какие ошибки встречаются в бизнес-планировании чаще всего?

ошибки

Изображение с сайта thenounproject

  • Невнимательное изучение рисков, не прописанные в плане расходы. Для инвестора важно не потерять свои деньги. Опытный бизнесмен-инвестор знает, что не бывает дела без рисков. Не пытайтесь обмануть и отнеситесь к планированию со всем вниманием;
  • Безграмотность, неаккуратное оформление. Оформление должно быть одинаковым во всем тексте: списки, сноски, шрифт, заголовки, таблицы. Грамотность текста – показатель серьезности;
  • « Расплывчатые » формулировки. На каждое предложение должно быть четкое утверждение, подкрепленное фактом;
  • Большое количество технических подробностей и терминов. Описание технологий продвижения и производства очень важно. Но достаточно сделать акцент на главных этапах, и сжато описать подробности понятным языком;
  • Пренебрежение помощью специалистов. Самостоятельная работа хороша когда автор действительно разбирается в теме. Если же возникают заминки с маркетинговым или финансовым планом – лучше обратиться к специалистам. Неполный или неправильный анализ = низкая рентабельность.

Подведем итог

Бизнес-план предприятия требует емкой, сжатой и честной информации. За исключением разделов с аналитикой и финансовыми прогнозами. Инвестор должен увидеть будущее и перспективность вашей идеи. Для того, чтобы облегчить восприятие серьезной информации, используйте графики, таблицы, блок-схемы. Так вы сможете выделить главные моменты и получить необходимые вложения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «Я и закон»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «Я и закон»