
Изображение с сайта thenounproject
Бизнес-план – это мостик между вашей идеей и ее практическим воплощением. В этом документе прописаны главные цели, сущность проекта, маркетинговая стратегия, детальные финансовые, производственные, административные планы. Именно четко и подробно расписанный замысел дает понимание: быть проекту или нет. В этой статье мы рассказали как составить бизнес-план без привлечения сторонних специалистов.
- 1. Виды бизнес-планов
- 2. Как создать бизнес-план с нуля
-
3.
Пошаговая инструкция: как правильно составить хороший бизнес-план для развития малого бизнеса самому
- 3.1. Титульный лист
- 3.2. Краткое резюме
- 3.3. Раскрытие идеи проекта и постановка целей
- 3.4. Аналитика отрасли
- 3.5. Маркетинговый план
- 3.6. Производственный план
- 3.7. Административный план
- 3.8. Финансовый план
- 3.9. Расчет рисков
- 3.10. Приложения
- 3.11. Какие ошибки встречаются в бизнес-планировании чаще всего?
- 3.12. Подведем итог
Виды бизнес-планов
- Составленный для себя;
- Составленный для инвесторов.
Если проект не нуждается в финансировании, серьезное оформление не требуется. Также различаются и некоторые моменты в самом планировании. Например, при разработке финансового или производственного планов вы указываете только собственные источники финансирования.
В случае если инвестирование необходимо, проект оформляется всегда на бумаге, с учетом общих правил. В финансовом плане для инвесторов должны быть указаны данные об имеющихся у вас материалах+необходимые вложения.
Как создать бизнес-план с нуля

Изображение с сайта thenounproject
С чего начать планирование бизнеса и на какие правила оформления ориентироваться при разработке проекта? Мы советуем начать с общего анализа идеи, оценить ее масштаб, сильные и слабые стороны.
Точного образца для составления бизнес-плана нет, но общие правила, конечно есть. О них мы сейчас и расскажем.
Общие требования к документу
- Понятные, чёткие формулировки;
- Неправильно: за прошедшее время доля продаж в отрасли увеличилась;
- Правильно: в прошлом году по данным Роскомстата, продавцы, производители, поставщики реализовали в 2 раза больше продукции, чем в предыдущем году. Сумма составляет 18 млн.
- Объём – до 25 страниц;
- Информация должна быть предоставлена как можно более подробно и обоснована фактами;
Следует предусмотреть возможность для внесения корректировок инвестором; - Должны быть оговорены условия контроля за работой организации.
Содержание бизнес-проекта должно отвечать на три вопроса:
- Где находится исходная точка для старта идеи. Ваши финансовые условия;
- Какова конечная цель? Что Вы должны получить в итоге;
- Какова пошаговая программа развития бизнеса.
Для начала проанализируйте текущее состояние предприятия, составить объективное представление о необходимом планировании. Для этого используйте SWOT-анализ. Это инструмент, с помощью которого оценивают внешние и внутренние факторы, влияющие на успешность бизнес-идеи.
Расшифровка аббревиатуры
S – Strengths (сильные стороны)
W- Weaknesses (слабые стороны)
O- Opportunities (возможности)
T- Threats (угрозы)
Strengths и Weaknesses – это внутренние факторы, они зависят от предпринимателя.
Opportunities и Threats – внешние, в этой сфере напрямую от создателя предприятия ничего не зависит.
Например, так составляется образец SWOT-анализа для бизнес-плана цветочной лавки
Если у Вашей идеи окажется больше минусов, чем плюсов – не спешите все бросать. Возможно, проект нужно немного усовершенствовать, от чего-то отказаться, что-то привнести. После того как результаты мозгового штурма будут убедительными, приступайте к поэтапному заполнению разделов.
Пошаговая инструкция: как правильно составить хороший бизнес-план для развития малого бизнеса самому
Общепринятого образца для составления документа нет. Для каждого проекта индивидуально определяется количество пунктов в плане, их последовательность и содержание. В данной статье приведен оптимальный вариант бизнес-плана.
Необходимые разделы:
- Титульный лист;
- Резюме;
- Раскрытие идеи проекта и постановка целей;
- Маркетинговый план;
- Производственный план ( в случае планирования производства);
- Финансовый план;
- Административный план;
- Расчет рисков;
- Приложения.
Титульный лист
Этот раздел состоит из:
- Названия работы. Например: план по созданию и продвижению цветочного магазина «Грин» » ;
- Наименования юридического лица или имя автора проекта с контактными адресами;
- Автора проекта и его контактные данные;
- Информации о важных финансовых расчетах;
- Места и даты создания.
После титульного листа в некоторых случаях пишется меморандум о конфиденциальности. В этом документе указано, что данные разработки предоставлены исключительно с целью ознакомления и возможного инвестирования и они не могут быть использованы адресатом для собственных целей. Также разработки нельзя передавать третьим лицам.
Краткое резюме
Эта часть работы разрабатывается в самом конце, после получения всех данных, но находится всегда в начале, после титульного листа.
! Резюме – важная часть бизнес-плана. Этот раздел должен содержать краткое изложение сути бизнес-идеи и всех необходимых для решения инвестора данных. Рекомендованная длина резюме – не более 2-х страниц.
Что стоит упомянуть:
- Описание товара/продукта, который планирует реализовывать предприятие;
- Насколько товар актуален на рынке?
- Кто покупатель товара? Подробная характеристика;
- Какой и в каком количестве персонал будет привлечен для работы?
- Какие планируются объемы продаж и выручка в первый год?
- Какой объем вложений необходим?
- Когда планируется возврат инвестиций?
Прочитав резюме бизнес-плана, инвестор должен понять:
- Что он получает при успешном развитии проекта?
- Каковы риски потерять вложения или их часть при неудачном исходе?
В этом разделе важно использовать точные данные и проверенные цифры. При описании помните, что это главный шанс заинтересовать инвестора. Можно сказать, что резюме фирмы – это рекламный текст о вашем бизнесе.
Раскрытие идеи проекта и постановка целей
В этом разделе автор устанавливает основные цели предприятия и использует данные проведенного SWOT-анализа.
То есть, отвечает на вопросы:
- В чём главная цель проекта?
- Какие задачи необходимо выполнить для достижения этих целей?
- Есть ли препятствия и как их можно обойти?
Аналитика отрасли

Изображение с сайта thenounproject
Здесь важно указать следующие данные:
- Анализ конкурентов. Наиболее успешные и крупные фирмы, их характеристика;
- Данные о продажах аналогичного товара. Что в отрасли продается хорошо?
- Какие методы развития бизнеса используют конкуренты?
- Какие методы планируете использовать вы. Как развивать конкурентоспособность товара, рекламная стратегия;
- Портрет покупателя. Когда человек будет покупать Ваш товар, под воздействием каких факторов? Какие способы привлечения подойдут.
Чем больше деталей – тем лучше. Систематизируйте данные, чтобы они легко усваивались. Данный раздел: аналитика, SWOT-анализ, идея – фундамент всего бизнес-плана. Как правило, он занимает примерно 10% от всего документа.
Для правильного анализа данных нужны навыки экономиста, в некоторых случаях маркетолога-интервьюера, поэтому аналитику можно отдать на разбор экспертам и затем включить в проект как профессиональную оценку.
!Резюме и раскрытие идеи проекта также можно предоставлять в качестве коммерческого предложения потенциальным спонсорам до переговоров.
Маркетинговый план
Предыдущий этап создания проекта включает в себя аналитику и подбор данных. Маркетинговый план это уже практика. В этом пункте проекта разработчик отвечает на вопросы о пошаговой стратегии привлечения покупателей.
Здесь необходимо указать:
- Как вы планируете выводить продукт на рынки сбыта? Сюда входит список мероприятий по созданию фирмы и даты проведения мероприятий. Чтобы можно было визуально охватить объемы, пошаговый запуск и расходы на мероприятия лучше составить таблицу (см.табл. 4).
- План ценообразования. Ценообразование рассчитывается исходя из затраченных на реализацию финансов, покупательской активности и прогнозируемых выручек.
- Как будет развиваться бизнес, рекламная стратегия. Как предприятие будет искать потребителя продукции? План составляется исходя из данных о рынке отрасли и разрабатывается исключительно под проект.
- Система закупки и сбыта товара. Лучший вариант – построить наглядную графическую схему сбыта продукции, начиная с ее попадания на склад и заканчивая приобретением. Укажите какими именно путями будет продан товар. Например, 50% – розничная торговля, 20% – через интернет-магазин, 30% – оптовые продажи.
Производственный план
Здесь указывается все, что касается производства: данные об имеющихся помещениях, оборудовании, себестоимость исходного материала, вся цепочка производства продукции.
Если часть обязательств выполняет Ваш компаньон, в документе должны быть указаны все статьи расходов, которые он несет. Также должен быть оговорен объем обязательств, которые он выполняет. Укажите также почему договор заключен именно с данным партнером.
Обязательные данные для этого раздела:
- Подробный рассказ о производстве: как оно развито, какие технологии используются, как выглядит производственный процесс;
- Описание доставки сырья и поставщиков;
- Описание задач субподрядчиков;
- Оценка производимого продукта и его безопасности для потребителя;
- Нужны ли дополнительные ресурсы.
Административный план
В этой части необходимо описать действия по организации бизнеса, а также схему взаимодействия отделов, штатное расписание. Схему взаимодействия отделов удобно представить в виде схемы.
Пример схемы взаимодействия в цветочном магазине
Хорошо продуманная схема координации сотрудников помогает успешно распределить рабочую нагрузку и оптимизирует расходы на содержание штата.Организационные действия: обучение, найм персонала, регистрация в гос. органах, участие в государственных программах поддержки бизнеса. Все эти мероприятия удобно представлять в виде таблицы.
Финансовый план
В этом пункте указывают подробную смету, расчеты рентабельности и сроки окупаемости вложений. В общем, финансовый план – это подтверждение экономической состоятельности предприятия.
! План доходов и расходов на ближайший год рассчитывается, как правило, помесячно.
Чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо знать постоянные и переменные затраты.
К постоянным затратам относятся: аренда, з/п сотрудников, работающих на повременной оплате, амортизация техники, коммунальные платежи, налоги.
Периодические затраты: з/п сотрудников, работающих на сдельных условиях, Электричество, топливо, оплата посредникам, стоимость сырья (больше заказов=больше закупка сырья)
Показатели, которые нужны для расчета ТБУ
Есть два вида BEP – натуральный и денежный.
Первый вариант расчета необходим, чтобы узнать какое количество проданной продукции позволяет выйти на безубыточность, второй – чтобы узнать размер выручки, которым можно окупить издержки. При превышении порога рентабельности фирма получает прибыль, при снижении показателей – уходит в минус.
- ТБУнат =TFC/(P-AVC);
- ТБУден=ТБУнат*P.
Также денежный эквивалент BEP можно рассчитать, используя данные о маржинальном доходе (MR)
MR/1 ед. =P-AVC
Затем узнаём коэффициент MR – KMR.
KMR на 1 ед. =MR на 1 ед./P
Далее рассчитываем ТБУден по следующей формуле:
ТБУден = FC/KMR
Расчет рисков
В этой части проекта важно просчитать и указать все возможные риски, которые могут снизить доход организации. Это могут быть социальные, экономические, природные угрозы.
Примеры рисков:
- потеря поставщика;
- демпингование на рынке;
- появление нового конкурента;
- кризис потребительской активности
!Необходимо не только просчитать все вероятные риски, но и найти способы их предотвращению этих трудностей.
Этот пункт можно назвать планом В для развития. В случае невозможности преодоления возникших трудностей, необходимо разработать ряд мер для минимизации ущерба.
Приложения
Это важный раздел, в котором должны быть собраны все документы: договоры, статистические данные, табличные расчеты, письма от подрядчиков, каталоги с ценами от потенциальных поставщиков, копии лицензий.
Написать бизнес-план самостоятельно непросто, но возможно. Для этого нужно придерживаться установленной структуры. Однако, правильная структура работы – не панацея. Часто случается так, что начинающий предприниматель получает отказ вкладчика. И проблема не в плохой идее, а в ошибках, совершенных при планировании.
Какие ошибки встречаются в бизнес-планировании чаще всего?

Изображение с сайта thenounproject
- Невнимательное изучение рисков, не прописанные в плане расходы. Для инвестора важно не потерять свои деньги. Опытный бизнесмен-инвестор знает, что не бывает дела без рисков. Не пытайтесь обмануть и отнеситесь к планированию со всем вниманием;
- Безграмотность, неаккуратное оформление. Оформление должно быть одинаковым во всем тексте: списки, сноски, шрифт, заголовки, таблицы. Грамотность текста – показатель серьезности;
- « Расплывчатые » формулировки. На каждое предложение должно быть четкое утверждение, подкрепленное фактом;
- Большое количество технических подробностей и терминов. Описание технологий продвижения и производства очень важно. Но достаточно сделать акцент на главных этапах, и сжато описать подробности понятным языком;
- Пренебрежение помощью специалистов. Самостоятельная работа хороша когда автор действительно разбирается в теме. Если же возникают заминки с маркетинговым или финансовым планом – лучше обратиться к специалистам. Неполный или неправильный анализ = низкая рентабельность.
Подведем итог
Бизнес-план предприятия требует емкой, сжатой и честной информации. За исключением разделов с аналитикой и финансовыми прогнозами. Инвестор должен увидеть будущее и перспективность вашей идеи. Для того, чтобы облегчить восприятие серьезной информации, используйте графики, таблицы, блок-схемы. Так вы сможете выделить главные моменты и получить необходимые вложения.